Добро пожаловать на
арт-марафон
Османское искусство
Курс в записи. Самостоятельное изучение
Приветствие для участников марафона
Добро пожаловать!
Глава I. История возникновения Османского государства
Глава II. История Османской архитектуры
Основная лекция по теме главы
Дополнительный видео-материал по архитектуре
Глава III. Особенности Османских интерьеров
Важнейшие аспекты восточных интерьеров.

✅1. Минимализм. Дворцы на Востоке всегда были обставлены минимумом мебели. Обычно это были невысокие диваны и столики, подставки для Корана. Шкафы использовались встроенные и не бросались в глаза.

✅2. Скромность. Восточные правители могли позволить себе многое. Но показная роскошь не приветствовалась в быту. Например, посуда обычно использовалась из простых металлов - латуни и меди. При этом каждый предмет обихода представлял собой произведение искусства, поскольку был украшен тончайшими орнаментами.

✅3. Роскошь. Ощущение роскоши достигалось изысканным декором. Это были резные ставни, плитка ручной работы, великолепные ткани. Особое значение имел шелк, как ассоциация с раем, в который попадут праведники.

✅4. Эстетика. Благоустройство окружающего мира - это акт благочестия. Дом обязательно должен быть красивым и приносить радость. Мы все убедились в этой мудрости, оказавшись в сегодняшних условиях.

✅5. Осознанность. То, о чем человечество сейчас задумалось. Восток всегда славился своими мастерами, которые создавали качественные и красивые вещи буквально на века.

✅6. Универсальность. У помещения обычно не было предназначения. Они использовались по-полной, все можно было делать в одной комнате.

✅7. Орнаменты. Это математически точные произведения искусства, символ бесконечности вселенной.
Глава IV. Декоративно-прикладное искусство
Дополнительная лекция совместно со специалистом по Ренессансу Региной Нехаевой
Дополнительный видео-материал по теме главы
Глава V. Османские орнаменты и каллиграфия
Глава VI. Живопись и искусство миниатюры Османской империи
Основная лекция по теме главы
Лекция о портретах и фантазиях от специалиста по Ренессансу Регины Нехаевой
Парные портреты
Двойные портреты мужчины и женщины появились в эпоху Возрождения. В них нет ничего необычного - это просто портрет мужа и жены (например, знаменитый Урбинский диптих).

Во второй половине XV века среди интеллектуалов появилась мода на двойные портреты, где изображены двое мужчин. Исследователи до сих пор спорят, кто и зачем заказывал такие изображения. Причём интересно, что женских двойных портретов не существовало.

Рассмотрим на примерах. Здесь изображен известный математик Лука Пачоли, который ездил по всей Италии со своими лекциями. На портрете он как раз доказывает теорему Евклида. Но заказал работу явно не сам математик, а молодой человек стоящий рядом с ним. Этой картиной он словно объявляет всем свой почетный статус - ученик великого математика, преемник его знаний. Портрет — это статусная вещь, аналог фотографий с богатыми и знаменитыми в наше время.

А этот портрет Якопо Понтормо изображает двух друзей. Чтобы подчеркнуть их равенство, они даже одеты одинаково. В руках один из них держит лист с отрывком из текста о дружбе Цицерона (он у гуманистов был настоящим кумиром).

Ореолом тайны окружен двойной портрет, изображающий султана Мехмеда II Фатиха.

Это один из трех его сохранившихся портретов. С начала 19 века он находился в частных руках, и впервые был выставлен на открытых торгах летом 2020 года.

Этот портрет Мехмеда II тесно связан со знаменитым оригиналом, написанным Беллини в 1480 году и находящимся сегодня в Национальной галерее Лондона. В 1479 году венецианский Сенат отправляет Джентиле Беллини в Стамбул по запросу Султана.

Беллини изображает Султана под аркой и за парапетом, покрытым драгоценной тканью. Три короны, вероятно, символизируют три завоеванных царства Греции, Трапезунда и Азии. Мехмед II был так доволен своим портретом, что сделал Беллини членом своей свиты и наградил.

Нет никаких сомнений, что автор двойного портрета знал о прототипе Беллини 1480 года, и вполне возможно, он обучался в его мастерской. Но личность художника остаётся неизвестной. Самого Мехмеда II легко узнать - изображение полностью совпадает с другими его портретами. По чьему заказу и где был написан портрет - в Венеции или в Стамбуле, также остаётся загадкой.

Но самый примечательный аспект - это богато одетый молодой человек, на вид чуть старше 20 лет, который стоит лицом к Султану. Согласно придворному этикету таким образом мог быть изображён только сын или фаворит Султана. Ни один из шехзаде не подходит по возрасту. Наиболее вероятным кандидатом является сводный брат Баязида Джем. К этой версии склоняется и знаменитый турецкий историк Ильбер Ортайлы.

25 июня 2020 года мэрия Стамбула выкупила картину за $950 тыс на аукционе Sothbey's. Теперь это единственный портрет Мехмеда II, принадлежащий Турции.
Глава VII. Мода или краткая история Османского костюма
Основная лекция по теме главы
Османские костюмы на картинах фламандского художника Жана Батиста Ван Мура
Автор диссертации по костюму: Нилай Эртюрк
ИСКУССТВО КОСТЮМА ЭПОХИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ХVI-ХVIII вв.
Дипломатические отношения между Нидерландами и Османской империей существовали с 1612 года. Корнелис Калкоен служил голландским послом в Стамбуле с 1727 по 1744 год. Он вручил верительные грамоты султану Ахмеду III во дворце Топкапы 14 сентября 1727 года, а в состав посольской делегации в качестве официального художника был записан фламандский художник Жан Батист Ван Мур.

Кисти этого художника принадлежат портреты представителей турецкого двора и различных диаспор Стамбула, а также сюжеты, отражающие многие другие аспекты жизни в Османской империи.

Вот, например, «Греческая свадьба». Греческая невеста сидит в окружении семьи и друзей. Ее мать и свекровь приветствуют гостей, от которых невеста получает подарки в виде золотых украшений и роскошных тканей. В соответствии с законами о роскоши женщины не носили в доме накидки.

На картине «Турчанка у пялец» отражена важная составляющая женского образования: умение шить. Рукоделие высоко ценилось османскими женщинами всех сословий: шитье и вышивка были частью их образования. Молодые женщины сами шили платья и украшали подушки, одежду, полотенца и салфетки красивыми вышитыми цветочными мотивами.

А на картине «Султан Махмуд I» можно проследить традиции мужского костюма: Султан Махмуд I носит кафтан на меховой подкладке и тюрбан, называемый котиби. Махмуд был менее светским правителем, чем его дядя и предшественник Ахмед II, который после восстания 1730 года был вынужден уйти в отставку, потому что его экстравагантный образ жизни больше не допускался.
Наряды со свадебной церемонии можно разглядеть на картине «Армянская свадьба»: Армянская свадебная процессия направляется к церкви. Сначала идут музыканты, за ними следует невеста, одетая в красное, в сопровождении юноши с саблей. Затем идут отец жениха, священник и все присутствующие.
А на картине «Первый день в школе» можно определить, что изображенные на ней женщины – турчанки – по желтым тапочкам, которые разрешалось носить только мусульманам. Здесь же видно, что слуга несет пяльцы для вышивания девушки.
На картине «Партия в карты» Ванмур буквально задокументировал традиционные детали одежды, такие как меховые пальто, которые обычно носили армянские мужчины.
Атмосферу придворных утех передает картина «Пикник в саду с турецкими придворными под шатром». Слева двое охранников спокойно курят трубку, а за ними группа людей занимается едой, питьем, музыкой и любовью.
Глава VIII. Султанский гарем
Автор диссертации по гарему: Мамедов Искендер Биньямин Оглы
ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА СУЛТАНСКОГО ГАРЕМА В XV - XVIII ВВ. И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Важно! Сертификаты о прохождении марафона получат только те участники, кто пройдет тестирование.
ссылка на тестирование ниже
Сертификат о прохождении марафона
Заключительные бонусы марафона
Подарок: лекция Османские свадьбы
Made on
Tilda