Добро пожаловать на
Арт марафон
"Османское искусство"
Привественное видео
краткая инструкция к марафону
Глава II. История Османской архитектуры
Общие принципы исламской архитектуры

✔️"джамалъ": красивым может быть только полезное. Для ранних мусульман полезность и целесообразность были главными критериями красоты предмета или явления, и они охотно осваивали античное и византийское наследие, использовали традиции и опыт покоренных восточных народов. Специфические для мусульманского образа жизни типы архитектуры формировались в соответствии с практическим назначением сооружений и с использованием местных строительных материалов и укоренившихся приемов.

✔️Математический подход к созданию любого объекта или предмета: уже в Средние века исламские архитекторы прекрасно разбирались в геометрии, алгебре и астрономии. Возможно, это математическое видение мира было связано с кочевым образом жизни и с однообразным ландшафтом, в котором нужно было ориентироваться.

✔️Двухмерное восприятие предметов и пространства: искусство в исламе всегда было связано с художественным преобразованием плоскости: фасада, стены, страницы книги или ковра. Здания в ландшафте мусульманского города или селения выразительны силуэтом, гладкой непроницаемой или покрытой орнаментами стеной, но не объемом.

✔️Орнаментальность: ритмический повтор одинаковых или подобных элементов, симметрия и зеркальность композиции архитектурных форм. В основе орнаментов лежат самые простые элементы (квадрат, треугольник, круг), которые создавались путем кратного увеличения, наслоения и ритмического повтора и производили впечатление невероятной роскоши.

✔️"Заполнение пустоты": этот принцип отражает коранический образ неустанной созидательной работы Бога, который «впервые производит творение, потом повторяет его» (Коран, 30:10/11), а также из понимания пустоты как несуществующего, тьмы, неведения (джахилийя) в значении неверия, противостоящего существующему, свету, ведению, или знанию (илм) в значении истинной веры.

✔️Сакральная ориентация, т.е. ориентация на киблу, священный камень мусульман. Таким образом любое строение входит в единую универсальную систему пространственных связей и духовных ценностей, созданных мусульманской цивилизацией.
Султан Сулейман пожелал построить мечеть в свою честь на вершине холма. Расположение придает и без того грандиозному сооружению еще большую величественность.

Из-за резкого схода холма к бухте Золотой рог архитектору Синану пришлось закладывать сложные фундаменты, выравнивающие территорию. Строительство растянулось на 7 лет.

Честолюбивые помыслы Сулеймана не остались без внимания его противников. По словам историка 17 в. Эвлии Челеби, Сефевид шах Тахмасп, послал султану Сулейману посольство с ценными дарами и ядовитым письмом: «Я слышал, что тебе не хватает сил завершить мечеть, и поэтому ты решил ее больше не строить. Основываясь на нашей дружбе, я посылаю тебе эти дары и драгоценные камни. Употреби их, как тебе захочется, но постарайся все же закончить начатое, а я таким путем внесу свою долю в твое благочестивое дело». Сулейман в ответ на это, якобы, на глазах у послов раздал подарки торговцам, а самоцветы передал зодчему со словами: «Эти сверкающие камни, которые будто бы считаются дорогими, не имеют никакой цены рядом с простыми камнями моей мечети... Возьми их, смешай с остальными и употреби в строительство».

Молитвенный зал Сулеймание площадью 69 х 63 м по пропорциям и конструкции перекрытий напоминает Святую Софию. Купол (диаметром 26,5 м), волшебно вознесенный на светящемся ожерелье забранных ажурной сеткой окон, поддерживают два полукупола той же формы и диаметра, «вытягивающие» подкупольное пространство по оси священной ориентации. Основу несущей конструкции составляют четыре мощных столба.

Интерьер мечети тщательно и пышно оформлен. Он покоряет теплотой, нарядностью и не утомляющим глаз разнообразием. Стены, арки, дверные проемы и михрабы мечети украшены изникскими изразцами. Здесь впервые используются ярко-красный и зеленый цвета.

Арабские письмена на керамических панелях с текстом из Корана, главным образом имеют отношение к темам завоеваний.

Лампады, для освещения мечети, имели своеобразную конструкцию и висели очень низко, усиливая яркий свет внутри мечети.

Ансамбль Сулеймание кроме непосредственно мечети включает в себя также усыпальницу Сулеймана I и султанши Хасеки Хюррем, медресе (учебные заведения при мечети), госпиталь и кухни.
Голубой мечетью ее на самом деле назвали европейцы, потому что ее молитвенный зал украшен голубыми изразцами. Мусульмане чаще ее называют Мечеть Султана Ахмета, по имени султана, при котором она была построена.

Это первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Построил ее архитектор Седефкар Мехмет Ага, ученик архитектора Синана. Строя Мечеть Султана Ахмета, Седефкар, видимо, хотел превзойти своего учителя и вложил все свои знания, навыки и силы в строительство этой мечети.

Находится она на берегу Мраморного моря, в европейской части Стамбула, напротив храма Святой Софии. Айя-София - знаменитый византийский храм — соборная мечеть Константинополя, Софийская мечеть, которая после завоевания Константинополя в 1453 году Мехметом II была переделана в мечеть, ну и затем уже при Ататюрке, в XX веке, она была сделана музеем.

Голубая мечеть была построена в начале XVII века. Строительство началось в 1609 году и закончено в 1619. При строительстве у этой мечети было поставлено шесть минаретов. Как правило, минаретов у мечети от одного до четырех, а здесь было построено шесть минаретов, и в связи с этим разразился скандал.

Дело в том, что шесть минаретов было у мекканской Заповедной мечети, и больше ни у какой мечети, и негласно считалось, что ни у какой мечети не может быть столько же или больше минаретов, как у главной мечети мусульман, Заповедной мечети.

Легендарная часть этой истории заключается в том, что султан Ахмет сказал, что просто архитектор его не понял: он велел построить алтын-минареты («алтын» по-турецки «золотые» минареты), а архитектор его понял как алты — шесть минаретов. Султан Ахмет нашел выход из положения. Он субсидировал строительство у мекканской мечети седьмого минарета, и конфликт был таким образом улажен.

Ну, а у современной мекканской мечети при ее реконструкции в 80-е годы XX века было пристроено еще два минарета, их стало девять, а уже в XXI веке происходила еще одна реконструкция и очередное расширение мечети в связи с все большим и большим числом паломников, и было пристроено еще два минарета.
Глава III. Особенности Османских интерьеров
Изображения драконов часто встречаются в орнаментах. Прежде всего это Эджер или Эврен (дракон) и птица Симург. Мотив дракона в античных Египте и Китае имел символическое значение – царской власти и независимости государства.
Орнаменты с драконами встречаются еще в искусстве анатолийских сельджуков. Сохранились анатолийские ткани, датируемые XIII веком с изображением мифологических существ, а также дверная ручка мечети Улу Джами в Джиразе, которая в данный момент хранится в Стамбульском музее турецкого и исламского искусства. Ручка представляет собой существо с телом, покрытым чешуёй, лапами и головами какого-то млекопитающего и крыльями на спине.
Образ дракона не был новым для осман, ведь драконы встречаются в тюркском эпосе и в турецких волшебных сказках.
В китайском искусстве существуют разные драконы, например дракон-лошадь. Этот дракон имел один рог, мог передвигаться как по воде, так и по суше, а его тело было похоже на оленя, голова на волка, ступни на копыта, а хвост ‒ на хвост вола. В Китайском искусстве такой дракон символизировал долгую жизнь, удачу и счастье. Это же существо изображено на китайских панелях входных дверей зала обрезания (дворец Топ Капы), и соседствует с растительными мотивами и изображением фазанов.
В керамике, можно встретить еще один мотив, связанный с драконом – изображение змея. В собрании Эрмитажа хранится керамическая фляга XVIII в, на которой изображен всадник, поражающий дракона (змея) копьем. Это изображение скорее связано с христианской традицией, так как это не что иное, как изображение св. Георгия.
Заимствованный образ дракона или змея из Китайского искусства легко прижился и нашел свое отражение в османском искусстве, по большей части из-за сложившихся анатолийских и сельджукских традиций.
Что касается симургов, по мнению османов, эти создания приносили удачу. Волшебные птицы присутствуют в тюрскских сказках, они называются птица «Изумруд» или «Зумранка» («Зумруд»). Птица - положительный персонаж, который помогает главномуИх история уходит глубоко в персидскую мифологию, согласно которой симург был создан из огня и солнца и умел говорить. Во дворце Топ Капы в Стамбуле хранится иранская миниатюра на которой изображен Исфандияр (герой иранских мифов), сражающийся с птицей Симург.
герою. Вполне возможно, что эти сказочные персонажи имеют иранское происхождение и отождествляются с птицей Симург.

Глава V. Османские орнаменты и каллиграфия
Глава VII. Мода или краткая история Османского костюма
Женский костюм в Османской империи остается практически неизменным до 18 века. Меняются только нюансы: ткани, отделка, аксессуары.
По великолепию одежды и украшений всех дворцовых женщин превосходила мать султана, после неё шли знатные дамы, чья одежда значительно отличалась от той, которую носили другие женщины в гареме. Если невольница достигала статуса знатной дамы, она надевала соболиные меха. Как правило, первая жена носила облегающие платья из нежного шелка с декольтированным воротником и разрезами к низу от линии талии. Верхняя одежда застегивалась на бриллиантовые пуговицы. Платье подпоясывалось ремнем, украшенным драгоценными камнями и с бриллиантовой пряжкой. Ременные пряжки были очень разнообразны по форме: от простых геометрических до растительных. На ремни подвешивались кинжалы, небольшие сумочки для ключей (ключницы) и веера.
Платья по бокам имели дополнения: к основной форме пришивались дополнительные куски ткани треугольной формы. Эта часть платья называлась «пешли» (окаймленная). Поверх платья надевался кафтан с меховой подкладкой в зависимости от времени года.
Кафтаны делались из плотных шелковых тканей: камки, бархата, тафты. Кроме того, чтобы придать одежде богатый прямо таки ослепительный вид, лацканы прошивались золотыми или серебряными нитями. Кафтаны застегивались на петли, либо стягивались плетёными поясками. Их называли «чапраст» (сплетеный).
После 1870 года османские женщины стали одеваться по европейской моде. Хотя элементы традиционного ансамбля остались. Однако подол и рукава одежд существенно удлинились и одновременно увеличились горловые вырезы платьев.
А в европейскую моду постепенно стали проникать некоторые элементы османской одежды. Это, например, тюрбаны, длинные рукава, расширяющиеся вниз от локтя, воротник V-образной формы, и кафтаны, подбитые мехом.
  • В начале XX века ансамбль женской одежды состоял из двух основных элементов: юбки и блузки. Блузка закрывала верхнюю часть фигуры до пояса. Рукава блузки имели вздутую форму. Длинные юбки имели обязательный шлейф. Некоторые женщины-турчанки украшали свои одежды различными традиционными изделиями ручной работы, а некоторые использовали кружева, ориентируясь на Европу. Период от XVI века и до эпохи Танзимата называли «закрытым». То есть все мусульманки были обязаны закрывать лицо. От имени религии и морали государственные чиновники постоянно занимались вопросами женской одежды. К 1555 году женщины, выходя на улицу, надевали рубашку из тонкой ткани и платье поверх рубашки. Сверху надевали ферадже с узкими рукавами так, чтобы они полностью закрывали руки.
    Османские женщины научились подчеркивать фигуру и придавать себе индивидуальность, даже нося "чаршаф", в отличие от других мусульманских стран, где чаршаф должен был скрывать и абстрагировать женскую фигуру.

В начале XX века ансамбль женской одежды состоял из двух основных элементов: юбки и блузки. Блузка закрывала верхнюю часть фигуры до пояса. Рукава блузки имели вздутую форму. Длинные юбки имели обязательный шлейф. Некоторые женщины-турчанки украшали свои одежды различными традиционными изделиями ручной работы, а некоторые использовали кружева, ориентируясь на Европу. Период от XVI века и до эпохи Танзимата называли «закрытым». То есть все мусульманки были обязаны закрывать лицо. От имени религии и морали государственные чиновники постоянно занимались вопросами женской одежды. К 1555 году женщины, выходя на улицу, надевали рубашку из тонкой ткани и платье поверх рубашки. Сверху надевали ферадже с узкими рукавами так, чтобы они полностью закрывали руки.
Османские женщины научились подчеркивать фигуру и придавать себе индивидуальность, даже нося "чаршаф", в отличие от других мусульманских стран, где чаршаф должен был скрывать и абстрагировать женскую фигуру.
Глава VIII. Султанский гарем
Османские гаремы появились под влиянием Византии и Персии, из султанских дворцов эта форма перешла и в обычные дома. В султанском дворце невольниц обучали музыке, стихам, литературе и чтению Корана, а также домашним делам. Их воспитывали, чтобы продать за большие деньги. Если у невольницы, которая была продана и жила в доме или во дворце рождался ребёнок, она могла стать хозяйкой.

Слово «гарем» означает «запрещённое место». Дворец был разделён на две половины: мужскую и женскую. Когда женщину покупали для султанского гарема, её осматривала женщина-специалист, и если она подходила, оставалась в гареме.
Османский гарем был строго иерархичен, у каждой женщины было своё место. Самая любимая невольница султана называлась «Икбал» (главный). Законная жена султана - «хасеки султан». Мать султана - «валиде султан». Когда султан умирал, его жёны, мать и дочери отправлялись в старый дворец. А новый султан с матерью торжественно переезжали в главный дворец.

Гарем (харам) — это арабское слово, означающее «запрет», «священное место». Этим словом и обозначалась та часть дома, куда запрещался вход мужчинам, за исключением главы семьи, то есть хозяина гарема, и его кровных родственников, а также самих женщин, проживавших в этой части дома.
В конце XV - XVI вв. каждая невольница начинала свое обучение и карьеру в Старом дворце. В это время ее определяли на службу в апартаменты какого-либо члена султанской семьи или старших невольниц, которые работали в гареме.

Если султан выбирал ее в качестве своей интимной партнерши, то она переезжала в Топкапы и некоторое время жила там, в качестве объекта увлечения султана. Если наложница не беременела от султана, то ее выдавали замуж за кого-нибудь из государственных должностных лиц. Если за это время она беременела, то возвращалась в Старый дворец, чтобы подготовиться к родам. Там ей выделяли апартаменты и невольниц для обслуживания.
  • После рождения ребенка она оставалась в Старом дворце, занимаясь воспитанием ребенка. Если она рожала девочку, то снова могла стать интимной партнершей султана. Когда же рожала сына, то могла со временем рассчитывать на отъезд вместе с сыном на правление в санджак, где она становилась главой его гарема. Если ее сын получал престол, она вместе с ним возвращалась в столицу и возглавляла его гарем уже в качестве матери султана. Если ее сын умирал в детстве или терпел поражение в междоусобной борьбе со своими братьями за отцовский трон, то она возвращалась в Старый дворец и жила там до конца своей жизни. Из-за этого Старый дворец стали называть также «дворец слез».

    До Кануни Сулеймана действовало правило "одни наложница - один сын", но он решился отменить его. Немалую роль сыграла Хуррем Султан, которая осталась в истории как одна из самых влиятельных женщин в гареме. Венцом ее карьеры стало законное бракосочетание с султаном.

После рождения ребенка она оставалась в Старом дворце, занимаясь воспитанием ребенка. Если она рожала девочку, то снова могла стать интимной партнершей султана. Когда же рожала сына, то могла со временем рассчитывать на отъезд вместе с сыном на правление в санджак, где она становилась главой его гарема. Если ее сын получал престол, она вместе с ним возвращалась в столицу и возглавляла его гарем уже в качестве матери султана. Если ее сын умирал в детстве или терпел поражение в междоусобной борьбе со своими братьями за отцовский трон, то она возвращалась в Старый дворец и жила там до конца своей жизни. Из-за этого Старый дворец стали называть также «дворец слез».

До Кануни Сулеймана действовало правило "одни наложница - один сын", но он решился отменить его. Немалую роль сыграла Хуррем Султан, которая осталась в истории как одна из самых влиятельных женщин в гареме. Венцом ее карьеры стало законное бракосочетание с султаном.
Made on
Tilda