Разбор сериала
"Великолепный век"
Ювелирное искусство в Османской империи
На востоке всегда любили и ценили ювелирное искусство. Так, во дворце у каждого члена семьи был личный ювелир, отвечающий за бесперебойное проектирование и изготовление драгоценностей. Способным ювелирам и художникам, создающим интересные украшения, османские власти гарантировали достойную жизнь и работу в Стамбуле. Во времена Сулеймана во дворце работало около 80-ти мастеров, но главным мастером оставался сам Султан: ювелирное искусство было его страстью, что и показано в сериале.

Не хочется расстраивать поклонников сериала, но реальные украшения в 16 веке выглядели значительно проще, и дело все в том, что тогда не было еще никакой огранки. Все камни в украшениях были круглыми - такая огранка называется «кабошон», и известна она еще с древних времен.

Еще одна особенность ювелирных украшений того времени заключается в том, что они не так ярко играли на свету, потому что вплоть до 18 века ювелиры использовали для камней подложку.

Для турецких изделий 16 – 17 веков веков характерно сочетание изумрудов и рубинов с зеленой эмалью. У мусульман и в частности у Осман, зеленый – символ рая, красный – символ богатства, голубой символ благородства и величия.

Все эти мелочи очень помогают искусствоведам проводить атрибуцию и определять, к какому времени может принадлежать произведение ювелирного искусства.
Ювелирные украшения в сериале
В сериале практически все камни имеют сложную огранку и очень ярко блестят за счет того, что у них нет подложки. Такие приемы в ювелирном деле станут будут использоваться лишь в 18 веке, поэтому смело можно сказать, что украшения в сериале не соответствуют времени, в котором развиваются события сериала.

Большинство героинь сериала появляются в кадре в роскошных диадемах. Этой частью гардероба занимались специальные ювелиры. Часть работ - бутафория, но многие головные уборы сделаны с использованием настоящих драгоценностей. По словам дизайнера сериала, Мюджеллы Мерт, на одну корону уходило до 5 000 полудрагоценных камней, а всего изготовили почти 3 000 головных уборов и корон.

То же самое относится и к украшениям - наибольшей популярностью у фанатов пользуется изумрудное кольцо Султана Сулеймана, которое он позже дарит рыжеволосой Хюррем. Местная турецкая ювелирная фирма даже стала выпускать украшения по мотивам личных коллекций главных героев "Великолепного века".

Интересно, что на первых репетициях актёры играли в подлинных османских украшениях, вынутых из витрин музея для того, чтобы лучше вжиться в образ.
Костюмы в Османской империи
Обширной информации о том, как одевались женщины в гареме 16 века, нет. Объясняется это тем, что вход в это женское царство был строго запрещен. До нас дошли лишь рассказы евнухов и редкие рисунки, сделанные европейцами. О Европейской моде 16 века мы знаем гораздо больше благодаря живописи, а вот на востоке из изобразительного искусства была лишь миниатюра, которая в полной мере не способна передать всю красоту и роскошь Османского двора. В большей сохранности до нас дошли ткани и кафтаны Султанов, и в значительно меньшей степени - женские наряды.

Одежды многих османских султанов в период конца XV- начала XVI века сохранились благодаря посмертному ритуалу: когда умирал султан или члены его династии, одежду собирали в сверток, на нём писали имя покойника, и свёрток хранился в главной резиденции султанов, дворце Топкапы. Кафтаны султанов, которые хранились в свертках, время от времени нуждались в капитальном ремонте. Вся одежда хранилась в дворцовой казне. Под руководством казначея слуги доставали одежду из свертка, чинили и чистили её. Сверток могли поменять на новый, но старый сохраняли как драгоценность. По содержимому свёртков можно судить, что в повседневной жизни султаны носили шаровары, рубашку, сверху - длинный кафтан. Все сохранившиеся кафтаны хранятся и сейчас во дворце Топкапы в Стамбуле. В мировых музеях сохранились очень скудные коллекции средневековых предметов гардероб ведь большинство одежды изнашивалось или уничтожалось после смерти своего владельца, а вот коллекция одежды султанов в Стамбуле – это настоящая жемчужина. Все кафтаны сшиты из дорогих тканей и богато украшены восточными орнаментами.

Жены султана носили исподние рубашки из муслина с глубоким вырезом на груди. Придворные женщины, независимо от занимаемого положения, носили тонкие прозрачные рубашки, чтобы демонстрировать свои прелести. В архивах дворца Топкапы сохранились описания женских поясов. Ременные пряжки были очень разнообразны по форме: от простых геометрических до растительных. На ремни подвешивались кинжалы, небольшие сумочки для ключей (ключницы) и веера.
Костюмы в сериале
Работа по созданию костюмов началась за 2 с половиной месяца до съемок первой серии. Критики писали не раз, что наряды героев не соответствуют своим прототипам. И на то есть несколько причин, во-первых, недостаточное количество исторических данных. А во-вторых, создатели сериала, конечно, несколько усовершенствовали наряды и украшения, чтобы сериал привлек как можно больше зрителей.

Для создания образов героинь костюмеры несколько переосмыслили историю и черпали свое вдохновение в том числе в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, а точнее - в костюмах, которые были созданы по эскизам Льва Бакста. Особое впечатление на турок произвели костюмы к постановкам «Шахеризада» и «1001 ночь». Главный модельер сериала Сердар Башбуг уже давно влюблен в Россию и даже лично знаком с Александром Васильевым, знаменитым историком моды и телеведущим. Вот такая межкультурная коммуникация и связь времен.

Мужские костюмы, в особенности - кафтаны для героев фильма, куда больше соответствуют историческим оригиналам, начиная от тканей и фасонов и заканчивая орнаментами.

Все костюмы для фильма, а их было около 200 на каждого из главных героев, и украшения создавались специально для дополнения образа. Такие незначительные мелочи помогают лучше раскрыть характер героев. Например, Хюррем в самом начале одевалась кричаще и броско, и так же вела себя, но со временем в ней появились стать и достоинство, о чем говорят и ее наряды и украшения. Особое любование у всех поклонников вызывали наряды и образы Валиде Султан.

7 модельеров одевали героев сериала на протяжении 4-х лет. За время съемок местные мастера сшили несколько тысяч костюмов (в каждой серии актер менял наряд по 4 раза).

Все ткани заказывались создателями из других стран. На один лишь кафтан для султана потребовалось 6 с половиной метров шелка. В результате средняя цена наряда из "Великолепного века" - 3500 евро, и это только стоимость ткани, ведь ручная работа и вышивка костюмеров не поддается оценке.
Дворец Топкапы
Более 400 лет дворец, расположенный в Стамбуле, являлся резиденцией султанов во времена Османской империи. Дворец Топкапы был центром принятия важных решений, местом для приёма послов из других стран и проведения «диванов» (собраний – отсюда и пошло это слово). Резиденция служила домом и рабочим местом для султана и его семьи, поэтому на территории дворца имелось все необходимое.

Дворец Топкапы разделялся на три части: Бирун (внешняя часть, внешние покои), где располагались различные государственные и административные службы; Эндерун (внутренняя часть), где проживал сам султан, здесь же размещались различные хозяйственные службы, и находилась школа Эндерун - место обучения специально отобранных юношей. Третьей частью дворца был гарем, где проживала женская «половина» султанской семьи вместе с маленькими детьми. Впоследствии для взрослых шахзаде (сын султана) были выделены особые, изолированные помещения гарема, получившие характерное название кафес («клетка»). Для мусульман слово гарем {харам) означало «запретное действие». Поэтому этим словом и обозначалась та часть дома, куда запрещался вход мужчинам, за исключением главы семьи, то есть хозяина гарема, и его кровных родственников, а также самих женщин, проживавших в этой части дома. Помимо этого, на территории дворца были многочисленные хозяйственные постройки, кухонные помещения, бани фонтаны, сокровищница и многое другое.
Декорации в сериале
Очень важным моментом было создание декораций, не все съемки проходили во дворце-резиденции Османской империи – Топкапах. Был выстроен специальный павильон площадью 5 тыс. кв. метров крытого пространства, и дополнительно отстраивались декорации для базара, улиц и т. д. Дворец был воссоздан практически идентичным оригиналу.

Общая картина роскоши того времени складывается из множества мелких деталей (предметы интерьера и быта, оружия и амуниции), которые тяжело восстановить, потому что мастерство давно устарело, а в Стамбуле есть только один человек, занимающийся этим, и то он довольно преклонного возраста. Поэтому съемочная группа провела колоссальную работу для изготовления реквизита. Разработкой и постройкой декораций занимался художник постановщик Зафер Кныйлмаз.

Двери и окна были ручной работы, весь текстиль для интерьера– занавески, покрывала – изготавливался из очень дорогих тканей, для съемок использовались турецкие ковры ручной работы.

Made on
Tilda