Персидские ковры Говоря о персидских, подразумевают, в основном,
иранские ковры из шелка, хотя в некоторых случаях можно встретить «персидский ковер», сотканный в Индии, в Турции и в других странах, территория которых частично или полностью входила в состав Великой Персии. Никакого обмана здесь нет, и подразумевается персидский рисунок ковра.
Ковры «Табриз» (или «Тебриз»). Уточная основа ковров из Табриза может состоять как из хлопковых нитей, так и шелковых. Пышный, цветочно-растительный орнамент в «Тебризе» сосредоточен вокруг центрального медальона и обрамлен бордюром. Цветовые предпочтения в орнаменте отдаются различным тонам светло-коричневого и розового цветов на светлом фоне в сочетании с золотым, светло-голубым и салатовым. В качестве фона использовались чаще такие цвета, как молочный, бежевый, кремовый или «слоновая кость».
Ковер Исфахан. Ковры из Исфахана, сотканные в эпоху династии Сефевидов в XVI -XVII вв., были первыми в домах европейских монархов. Они отличались насыщенной пышностью и по-настоящему королевской помпезностью орнаментов, а цветовая гамма могла быть самой разнообразной. Мастера – ткачи в коврах подчеркивали свою особенность, ведь не зря исфаханцы называли свой город «Несф-э-джехан» («Половина мира»)
Ковры Кум. Административным центром данного региона Ирана является город Кум. Его называют на разный манер - Кум, Ком, Гум, Гом (от персидского «Qom» и азербайджанского – «Qum»). Но первые ассоциации, которые приходят на ум, – великолепие и неповторимая красота шелковых ковров, прекрасный художественный вкус и отточенность мастерства ткачей, достигнутые невероятным усердием. Необходимо сказать, что ковроделы в Куме не просто талантливые люди, но и люди, посвятившие всего себя - и время, и здоровье - искусству. Они буквально слепнут к 40 – 45 годам, узелок за узелком создавая великолепие шелковых полотен. Вы только подумайте, в одном м
2 количество узелков достигает до полутора миллионов!!!
Ковры Габбе. Габбе — разновидность персидских ковров, которые ткут кочевники из провинции Фарс. От традиционных они отличаются большим весом и длинным ворсом.
Несмотря на то, что возраст самых древних из сохранившихся фрагментов ковров типа «габбе» начитывает всего 100 лет, сведения о существовании этого типа ковров относятся еще ко времени второго правителя династии Сефевидов шаха Тахмаспа I (1524-1576). Известно, что шах преподнес габбе и другие виды персидских ковров могольскому правителю Хумаюну, который на некоторое время нашел укрытие при дворе шаха Персии. Сам Тахмасп владел искусством миниатюры и придумал несколько узоров ковров.
Как и многие другие персидские ковры, габбе ткут из шерсти, окрашенной при помощи натуральных красителей. Эти ковры не содержат никаких химических веществ или синтетики. На каждый квадратный дюйм изделия приходится 50 узлов. Ковер получается блестящим благодаря особым качествам местной шести и естественным красителям. Дизайн габбе, как правило, прост. Мастера любят изображать упрощенные образы людей, животных и деревьев, основываясь на своем повседневном опыте.
Ранее ковры, которые ткут кочевники, не выставлялись на продажу и использовались лишь в бытовых целях. Поэтому мастера ковроткачества изображали на изделиях те узоры, которые им нравятся, без учета чьих-либо предпочтений. Стили дизайнов габбе трудно разделить на категории, так как узоры ковров не соответствуют никаким установленным шаблонам.