Гид по восточным коврам
Генрих VIII владел сотнями турецких ковров, а Зигмунд Фрейд предпочитал персидские. Не знаю, что это значит «по Фрейду», но восточные ковры и в XXI веке - предмет роскоши и вожделенный объект для коллекционеров.
На что обращать внимание при покупке, если вы хотите купить настоящий восточный ковёр? Или как удивить друзей рассказом о коврах на выставке?
1. Ручная работа всегда выигрывает. Со времён Генриха VIII технология изготовления ковра ручной работы не поменялась. Все дело в количестве узелков - чем их больше, тем тоньше получается ковёр и тем сложнее может быть узор. Руками невозможно завязать два одинаковых узелка, поэтому рисунок получается несколько неравномерным, что придает ковру особое очарование.

2. Старинный ковёр расскажет о себе сам. Будь то ручная работа на небольшом ткацком станке кочевого племени, часть кустарного производства в местной деревне или производство в профессиональных мастерских в городе, в том числе придворных - всё это влияло на качество, дизайн и размер, и оценивается специалистами. Ковры из дворцов восточных правителей определяли моду. Персидские городские ковры из Тебриза, Хериза и Кашана стали синонимами ковроткачества, некоторые мастерские там открывались только для изготовления ковров на экспорт в Европу. К концу XIX века европейский спрос на персидские ковры вырос настолько, что манчестерская фирма «Ziegler & Co» открыла свою первую фабрику в районе Султанабада, Западная Персия.

3. Орнамент имеет значение. Это гармоничная композиция с пространственной глубиной и смыслом. До сих пор в Иране вы не купите ковёр ручной работы с современным рисунком. Разработкой дизайнов персидских ковров занимаются специалисты Академии Изящных Искусств Ирана и используются только традиционные узоры.

4. Натуральные красители выигрывают. Синтетические красители начали использоваться примерно в 1860 году, и многие коллекционеры игнорируют ковры, сотканные позднее, потому что они выцветают со временем и не имеют таких мягких оттенков и нюансов, как натуральные. Есть также редкие цвета ковров, за которыми особенно охотятся: тирский пурпур, шафраново-желтый, кошенильная роза и некоторые оттенки зеленого.

5. Не переусердствуйте с реставрацией. Чем старше ковёр, тем больше износа и реставрации допустимо, а коллекционеры придают большее значение редкости и художественным достоинствам, чем состоянию. Слишком сильная реставрация ухудшает внешний вид и понижает стоимость ковра. Химическая стирка, сушка на солнце, окрашивание - всего этого следует остерегаться, потому что они часто необратимы и неизбежно влияют на ценность ковров. Если за старинным ковром хорошо ухаживать, он может прослужить долгие годы — гораздо дольше, чем менее качественный, современный ковер.

6. Требуют особого ухода и внимания. Важно регулярно чистить ковер. Это можно сделать с помощью домашнего пылесоса, только без турборежима. Если требуется более тщательная очистка, то этим должен заниматься профессиональный чистильщик ковров. Для хранения ковер сворачивают рулоном ворсом наружу. Важно регулярно проверять ковёр на предмет насекомых, влажности и плесени.
Восточные ковры и Ренессанс
К концу XII века Венецианская республика превратилась в процветающий торговый центр. В 1204 году Энрико Дандоло, дож Венеции, возглавил Венецианский контингент в четвертом крестовом походе, который закончился разграблением Константинополя и установил Венецианское господство в торговле между Западной Европой и исламским миром. Особым спросом пользовались ковры. Об этом свидетельствуют архивные записи (завещания, письма, описи имущества). Обладание ковром было показателем состоятельности, поскольку позволить себе такую покупку мог очень ограниченный круг лиц.

Восточные ковры можно увидеть на большом количестве картин эпохи Возрождения, и всегда они изображались, как символ власти и принадлежности к аристократии.

Лишь с ростом благосостояния венецианских купеческих семей и частных лиц ковры стали доступны более широкому кругу, все равно оставаясь статусной вещью.

В отчетах путешественников, в частности Марко Поло, упоминались османские ковры, особенно подробно описывались роскошные ковры, увиденные при королевских дворах.

В 1871 году Джулиус Лессинг опубликовал свою книгу по восточному ковровому дизайну. Он больше полагался на европейские картины, чем на изучение настоящих ковров. Таким образом, в Европе была принята классификация по именам художников. Подробнее об этом поговорим ниже.

С конца XIX века ковры началось коллекционирование восточных ковров, как предметов искусства.
Ковры в Трансильвании
Одна из крупнейших коллекций османских ковров за пределами исламского мира сохранилась в Трансильванских протестантских церквях.

Благодаря своему географическому положению Трансильвания была важным торговым центром между Востоком и Западом в XV-XVII вв. Ворсовые тканые ковры от анатолийских производителей продавались в большом количестве.

Ворсовые ковры из Малой Азии были известны в Западной Европе со времен Ренессанса: их изображения встречаются на европейских картинах, начиная с XIV века. Организованная торговля между румынскими странами и Османской империей началась с указа султана Мехмеда II от 1456 года, предоставлявшего молдавским купцам право выезжать в Константинополь для торговли.

Анатолийские ковры принимались в качестве уплаты налогов, предлагались публичным лицам в качестве почетного подарка, использовались для украшения домов, демонстрируя при этом высокий статус их владельцев.

Удивительно, но ковры также украшали церкви. Несмотря на то, что Султан Ахмед I запретил продавать немусульманам ковры «с изображением михраба, Каабы или шляпы (каллиграфия)», их орнаментальный дизайн подходил для протестантских церквей. Эти узоры рождали уже совершенно другое толкование.

К концу XIX века коллекционирование старинных ковров стало модным в Западной Европе и в Северной Америке. Торговцы коврами и коллекционеры прибыли в Трансильванию в поисках старинных ковров.

Термин «трансильванский ковер» впервые был использован в справочнике по восточным коврам 1906 года. Это был термин удобства, так как в то время, было еще не совсем ясно, что ковры были произведены в Анатолии, и обсуждался вопрос о местном производстве.
Ковры продавались приходами, нуждающимися в финансовых ресурсах, или просто крались из церквей. Торговцы коврами, такие как Теодор Тудук, не только торговали подлинными коврами, но и производили подделки.

Подделки, которые сегодня сами по себе стали предметом коллекционирования, представляющим исторический интерес, были мастерски выполнены, включая использование «ленивых линий», цветов и искусственное создание износа. Его подделки одурачили музейных кураторов по всему миру.

Анатолийские ковры «трансильванского» типа хранились также в других европейских церквях в Венгрии, Польше, Италии и Германии, откуда они продавались и попадали в европейские и американские музеи и частные коллекции. В Трансильвании - Черная Церковь Брашова, церковь Святой Маргариты в Медиаше, а также церкви Сигишоара и Рупеа демонстрируют самую большую коллекцию трансильванских ковров в их оригинальной обстановке. Коллекция прихода Бистрица была передана в Германию трансильванскими саксами, покинувшими свои дома в конце Второй мировой войны, и хранится в хранилищах германского Национального музея в Нюрнберге. Помимо трансильванских церквей, Национальный Музей Брукенталя в Сибиу, Румыния, Музей изящных искусств (Будапешт), Метрополитен-музей и замок Скоклостер близ Стокгольма в Швеции хранят важные коллекции «трансильванских» ковров.

В музее ковров в Стамбуле собрана богатая коллекция старинных ковров и килимов. В музее выставлено около 2000—2500 ковров, которые относятся к эпохе Сельджукского периода и Османской империи. Они были доставлены из Анатолии, Ирана и Кавказа. Имеются экземпляры из мечетей Сулеймание и Султанахмет.
Структура ковров
Большинство восточных ковров делаются из:
- шерсти (овец или верблюдов);
- шелка или хлопка (картинки).

В ковроткачестве встречаются 2 основных типа узлов: асимметричный (персидский) и симметричный (турецкий).
На качество и стоимость ковра влияет плотность ковра - это количество узелков на 1 квадратный метр.

Сумахи и килимы
Тканые ковровые изделия изготавливаются путем переплетения двух типов нитей: продольных нитей основы и поперечных уточных нитей. Комбинирование нитей основы и утка образует узоры и цветовую палитру ковра. Благодаря отсутствию узелковой пряжи, или ворса, тканые ковры являются двусторонними.

Килимы. Уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

При этом нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например, традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканым, так и плетеным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетеным (ворсовым) способом. Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

Сумахи. Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть, эта нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличие от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.
Самый старый в мире ковер - Пазырыкский ковер
Его возраст составляет примерно 2500 лет. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции. Был обнаружен в 1949 году при раскопках Пятого Пазырыкского кургана в Горном Алтае. Ковер сохранился благодаря чуду! Не попади в курган вода, которая образовала своеобразную ледяную камеру. Не любовались бы мы шедевром V века до нашей эры! Хранится он в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге!
Ковры в восточных регионах
Персидские ковры

Говоря о персидских, подразумевают, в основном, иранские ковры из шелка, хотя в некоторых случаях можно встретить «персидский ковер», сотканный в Индии, в Турции и в других странах, территория которых частично или полностью входила в состав Великой Персии. Никакого обмана здесь нет, и подразумевается персидский рисунок ковра.

Ковры «Табриз» (или «Тебриз»). Уточная основа ковров из Табриза может состоять как из хлопковых нитей, так и шелковых. Пышный, цветочно-растительный орнамент в «Тебризе» сосредоточен вокруг центрального медальона и обрамлен бордюром. Цветовые предпочтения в орнаменте отдаются различным тонам светло-коричневого и розового цветов на светлом фоне в сочетании с золотым, светло-голубым и салатовым. В качестве фона использовались чаще такие цвета, как молочный, бежевый, кремовый или «слоновая кость».

Ковер Исфахан. Ковры из Исфахана, сотканные в эпоху династии Сефевидов в XVI -XVII вв., были первыми в домах европейских монархов. Они отличались насыщенной пышностью и по-настоящему королевской помпезностью орнаментов, а цветовая гамма могла быть самой разнообразной. Мастера – ткачи в коврах подчеркивали свою особенность, ведь не зря исфаханцы называли свой город «Несф-э-джехан» («Половина мира»)

Ковры Кум. Административным центром данного региона Ирана является город Кум. Его называют на разный манер - Кум, Ком, Гум, Гом (от персидского «Qom» и азербайджанского – «Qum»). Но первые ассоциации, которые приходят на ум, – великолепие и неповторимая красота шелковых ковров, прекрасный художественный вкус и отточенность мастерства ткачей, достигнутые невероятным усердием. Необходимо сказать, что ковроделы в Куме не просто талантливые люди, но и люди, посвятившие всего себя - и время, и здоровье - искусству. Они буквально слепнут к 40 – 45 годам, узелок за узелком создавая великолепие шелковых полотен. Вы только подумайте, в одном м2 количество узелков достигает до полутора миллионов!!!

Ковры Габбе. Габбе — разновидность персидских ковров, которые ткут кочевники из провинции Фарс. От традиционных они отличаются большим весом и длинным ворсом.

Несмотря на то, что возраст самых древних из сохранившихся фрагментов ковров типа «габбе» начитывает всего 100 лет, сведения о существовании этого типа ковров относятся еще ко времени второго правителя династии Сефевидов шаха Тахмаспа I (1524-1576). Известно, что шах преподнес габбе и другие виды персидских ковров могольскому правителю Хумаюну, который на некоторое время нашел укрытие при дворе шаха Персии. Сам Тахмасп владел искусством миниатюры и придумал несколько узоров ковров.

Как и многие другие персидские ковры, габбе ткут из шерсти, окрашенной при помощи натуральных красителей. Эти ковры не содержат никаких химических веществ или синтетики. На каждый квадратный дюйм изделия приходится 50 узлов. Ковер получается блестящим благодаря особым качествам местной шести и естественным красителям. Дизайн габбе, как правило, прост. Мастера любят изображать упрощенные образы людей, животных и деревьев, основываясь на своем повседневном опыте.

Ранее ковры, которые ткут кочевники, не выставлялись на продажу и использовались лишь в бытовых целях. Поэтому мастера ковроткачества изображали на изделиях те узоры, которые им нравятся, без учета чьих-либо предпочтений. Стили дизайнов габбе трудно разделить на категории, так как узоры ковров не соответствуют никаким установленным шаблонам.
Османские или турецкие ковры
Несмотря на то, что вся Европа в XVI веке содрогнулась от завоевательных походов Сулеймана Великолепного, вторжение в католический мир был не только армией, но и искусством. Вторжение в Европу шло через торговлю.

Турецкое, да и вообще исламское искусство стали изучать относительно недавно. Как упоминалось выше, европейские ученые заметили определенную закономерность.

Лотто. Дело в том, что на многих картинах венецианского художника Лоренцо Лотто появляются очень похожие друг на друга по орнаменту, поэтому было решено этот тип ковров назвать «Лотто». Это разновидность турецких ковров XVI-XVII веков, стиль узелкового плетения которых был характерен для прибрежных поселений Эгейского моря. Характерные особенности ковров Лотто – ярко-красный фон полотна и кружевные арабески, как правило, желтого цвета, иногда с вкраплениями синего. Этому стилю свойственны также бордюры в цветовой гамме, схожей с орнаментальной частью ковра.

Гольбейн. Полотна этой группы получили название в честь немецкого живописца Ганса Гольбейна Младшего, изображавшего их на своих картинах. Характерные особенности ковров Гольбейна – сложные переплетения геометрических фигур, ромбы и восьмиугольники, концентрические арабески. Одна из разновидностей ковров Гольбейна украшена множеством медальонов восьмиугольной формы, заключенных в прямоугольные области.

Гирландайо. Ковер с геометрическими узорами в виде ромба в центре ковра, отнесли к типу ковров «Гирландайо» в честь флорентийского художника Доменико Гирландайо.

«Птичий» ковер. Самым таинственным является ковер на картине Алессандро Варотари. Ковров с таким рисунком в мире сохранилось совсем немного. Ученые ошибочно назвали узор на ковре птицей, именно поэтому светлые османские ковры с подобным узором называют «Птичьими». И это тоже османские ковры, созданные в городе Ушак.

Местные мастера используют уникальную технику плетения симметричным или двойным турецким узлом, благодаря чему достигается высокая узелковая плотность ковров. В шелковых коврах она достигает более 1 млн. узелков на 1 м2. Современные ковры ручной работы из Турции отличаются широким диапазоном цветов. Для полотен в национальном стиле характерны красный, пурпурный, оранжевый, желтый и синий цвета. Палитра полотен в персидском стиле еще более богатая. На турецких коврах преобладает растительный орнамент, реже – геометрические мотивы. Распространены медальоны и сюжетные картины с изображением людей и животных. На молитвенных ковриках часто встречаются исламские символы Михраб (ниша мечети), животные и люди не используются по канонам ислама.
Индийские ковры
Ковры созданные во времена правления великих Моголов нельзя отнести ни к одной из тех школ ковроткачества, известных на востоке. Я бы сказала они больше напоминают средневековые французские шпалеры…

И называют эти ковры «мильфлер», в переводе с французского означает тысяча цветов. Впрочем, европейские шпалеры носят то же название за счет узора. Индийские ковры напоминают об архитектуре дворца и сада. Необычно то, что в Монгольских коврах есть еще и зооморфные мотивы, помимо цветов и деревьев. Такие ковры очень часто встречаются в миниатюрах, стоит только присмотреться.

В 1856 году британский архитектор и теоретик искусства Оуэн Джонс скажет про индийскую орнаментику следующее: «Педантичный процесс нанесения мелкого рисунка характерен для всех произведений индийского искусства, но здесь нельзя говорить о каком-то непомерном поверхностном украшательстве. Любая деталь в индийском искусстве целенаправленна, ее нельзя удалить так, чтобы не нарушить всей композиции».

Мощный подъем ковроткачество в Индии пережило во времена колониальной зависимости от Великобритании. Разрастались существующие центры ковроткачества, к ним добавлялись новые. Все они ориентировались тогда, в первую очередь, на экспорт. Впрочем, как и сейчас. К числу этих центров относится наиболее важный на данный момент (с точки зрения объема производства) регион вокруг Бадои/Варанаси (прежде всего Бенарес), а также провинции Джайпур (джайпурские ковры), Амритсаре, Агра (известные ковры «Агра») и штат Кашмир (кашмирские шелковые ковры, которые продаются также под именем «Шринагара» - столицы Кашмира). Кашмирские ковры ткутся из шерсти, шелка, как в чистом виде, так и в различных пропорциональных соотношениях.
Дизайн имеет значение!!!
До XX века дизайн ковра был неким шифром, который рассказывал свою историю. Индустриализация и коммерческая экспансия лишила дизайн особого смысла, но более старые произведения «читать» по-прежнему увлекательно.

Любой орнамент состоит из чередования повторяющихся частей, повторение в орнаменте называют раппорт (от французского «rapport» – повторение).

Мотив – самая главная часть орнамента. Так, мотив может быть простым и состоять из одного элемента или сложным и состоять из нескольких элементов. Ковровые узоры могут либо заполнять все поле одним повторяющимся мотивом, известным как «сплошной дизайн», либо быть сосредоточены в одном рисунке, доминирующем над всем полем ковра.

Орнаментика ковра
Все ковровые узоры, независимо от страны, где соткан ковер, делятся на 3 группы:

1 - Животный мир:
орел - символ царской власти и мощи;
павлин - ассоциация с Богом солнца, охранительный талисман;
овцы, бараны - изображаются на коврах символом «S», несут в себе память о кочевническом образе жизни;
дракон – талисман, изображается так же, как домашние животные, буквой «S»;
петух - символ возрождения;
лев - олицетворяет силу;
пегас - символ мудрости.

2 - Растительный мир

деревья - обычно олицетворяли плодородие и превозносили воду, как источник жизни; стилизованное дерево изображали геометрическим рисунком, напоминающим стрелу или якорь;
гранат - на коврах можно встретить изображение и плодов и цветков граната;
бута - элемент персидского происхождения, имеет бионическую форму и украшен растительными узорами, часто встречается на персидских антикварных коврах;
эслим - спиралевидные бесконечные линии, украшенные цветами и листьями, символ бесконечности;
ваза - изображение на коврах вазы, часто с цветами; используется на востоке как метафора, когда речь идет о возвышенной любви.

3 - Геометрические фигуры:
часто геометрические фигуры на коврах – это стилизованное изображение животных или растительности, но иногда встречаются и знаки с особым значением, например, свастика.
Made on
Tilda